Обзор практики правоприменения в сфере конфликта интересов
Обзор практики применения законодательства Российской Федерации
о противодействии коррупции по вопросам предотвращения и урегулирования конфликта интересов
Настоящий обзор подготовлен по итогам обобщения результатов мониторинга применения мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в государственных органах и органах местного самоуправления, Центральном банке Российской Федерации, иных организациях, на работников которых распространяются положения статей 10 и 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ), в том числе решений соответствующих комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (далее - комиссии).
Антикоррупционным законодательством для отдельных категорий лиц (далее - служащие, работники) установлена обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, неисполнение которой является основанием для увольнения в связи с утратой доверия.
Учитывая, что конфликт интересов является оценочной категорией, необходимо уделять существенное внимание вопросам квалификации ситуации в качестве конфликта интересов самими служащими, работниками. Анализ правоприменительной практики показывает, что зачастую данные лица не всегда правильно оценивают ту или иную возникающую ситуацию, в связи с чем не принимают должных мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
Настоящий обзор рекомендуется довести до сведения служащих, работников в целях иллюстрации типовых ситуаций, наиболее часто ошибочно квалифицируемых как отсутствие возможности возникновения конфликта интересов при его фактическом наличии, а также при направлении уведомления о возможности возникновения конфликта интересов без соответствующих на то оснований.
Ситуация 1
Дочь заместителя заведующего лабораторией федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть № _" обратилась к матери для получения консультации по прохождению медицинского освидетельствования в данной лаборатории ее супругом для получения выплаты по страховому случаю (далее - учреждение, заместитель заведующего лабораторией). Позднее супруг дочери заместителя заведующего лабораторией обратился в данное учреждение для прохождения медицинского освидетельствования.
Уведомление о возможности возникновения конфликта интересов направлено не было, так как заместитель заведующего лабораторией полагала, что конфликт интересов не возник, поскольку непосредственно в проведении лабораторных исследований она не участвовала, акт медицинского освидетельствования не подписывала.
В ходе рассмотрения представления прокурора комиссией установлено следующее.
Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть № _" является организацией, созданной для выполнения задач, поставленных перед федеральным государственным органом.
В соответствии с актом данного федерального государственного органа должность заместителя заведующего лабораторией учреждения включена в перечень должностей, связанных с коррупционным риском. На лиц, замещающих такие должности, распространяются антикоррупционные ограничения, запреты и обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Так, в частности, работник, замещающий должность, включенную в указанный перечень, обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и урегулированию возникшего конфликта интересов, а также уведомлять работодателя в порядке, определенном работодателем в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, как только ему станет об этом известно.
Медицинское освидетельствование проводится в организациях (или их обособленных структурных подразделениях), имеющих лицензию на осуществление такой деятельности и включает в себя осмотр врача-специалиста (фельдшера) и проведение лабораторных исследований биологического материала. По итогам проведения медицинского освидетельствования составляется акт, подписываемый руководителем организации (обособленного структурного подразделения).
В соответствии с должностной инструкцией заместитель заведующего лабораторией организует проведение химических (и других) анализов, обеспечивает лабораторный контроль соответствия качества сырья, материалов действующим стандартам и техническим условиям, согласовывает акты медицинского освидетельствования.
Согласно положениям договора страхования при наступлении страхового случая выплата не выплачивается, если застрахованный находился в состоянии алкогольного опьянения. Наличие либо отсутствие алкогольного опьянения подтверждается актом медицинского освидетельствования.
Участие заместителя заведующего лабораторией в выдаче акта медицинского освидетельствования супругу дочери влияет на возможность получения данным лицом дохода в виде выплаты по страховому случаю, что является основанием для личной заинтересованности заместителя заведующего лабораторией.
Данная личная заинтересованность может повлиять на объективность и беспристрастность исполнения должностным лицом обязанностей при осуществлении им своих полномочий, что в соответствии со статьей 10 Федерального закона № 273-ФЗ свидетельствует о возникновении у него конфликта интересов.
По итогам заседания комиссии признано, что заместитель заведующего лабораторией не исполнила обязанность по уведомлению работодателя о личной заинтересованности, которая могла привести к конфликту интересов, как только ей стало об этом известно, не приняла меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, стороной которого она являлась.
К должностному лицу применена мера ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения.
Разъяснение к ситуации 1
Довод заместителя заведующего лабораторией об отсутствии конфликта интересов комиссией был признан несостоятельным по следующим причинам.
Несмотря на то, что непосредственно в проведении лабораторных анализов заместитель заведующего лабораторией не участвовала, согласование акта медицинского освидетельствования является этапом выдачи данного документа. Таким образом, возможность влияния на получение дохода в виде выплаты за наступление страхового случая лицу, состоящему с заместителем заведующего лабораторией в отношениях близкого родства или свойства (супруг дочери), будет сохраняться вне зависимости от того, в каком из этапов данное должностное лицо принимало участие.
Обязанность направить уведомление о возможности возникновения конфликта интересов и принять меры по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов возникла у заместителя заведующего лабораторией с момента, как ей стало известно об обращении супруга дочери в лабораторию, в которой она занимает должность, для получения медицинского заключения.
Ситуация 2
В период планового отпуска директора департамента федерального государственного органа временно исполняющим обязанности назначен его заместитель, являющийся супругом начальника отдела этого же департамента. В основное время супруг деятельность рассматриваемого отдела не курирует.
Как только заместителю директора департамента стало известно о том, что он будет исполнять обязанности директора департамента, им было направлено уведомление о возможности возникновения конфликта интересов. При определении необходимости направления данного уведомления он руководствовался следующим.
В соответствии с должностным регламентом директор департамента осуществляет непосредственное руководство департаментом; планирует, организовывает работу курируемых отделов; направляет представителю нанимателя предложения о назначении на должность, освобождении от должности, отпусках, направлении на профессиональное развитие, поощрении, установлении надбавок служащим департамента, наложении на них взысканий.
Направление представителю нанимателя лицом, временно исполняющим обязанности директора департамента, предложений о назначении премий, наложении взысканий, назначении или освобождении от должности в отношении своей супруги (начальника отдела) напрямую влияет на возможность получения ею дохода в виде денег.
Возможность получения указанного дохода близким родственником должностного лица (супругой) в результате осуществления им своих полномочий является основанием для его личной заинтересованности.
Данная личная заинтересованность может повлиять на объективность и беспристрастность исполнения должностным лицом своих обязанностей при осуществлении им своих полномочий, что в соответствии со статьей 10 Федерального закона № 273-ФЗ свидетельствует о возникновении у него конфликта интересов.
По итогам заседания комиссии признано, что заместитель директора департамента исполнил обязанность по уведомлению представителя нанимателя о личной заинтересованности при исполнении служебных обязанностей, которая могла привести к конфликту интересов, как только ему стало об этом известно.
Временно исполняющим обязанности был назначен другой заместитель директора департамента.
Ситуация 3
Инспектор федерального государственного органа, осуществляющего контрольно-надзорные функции, направлен на внеплановую проверку организации, в которой должность генерального директора занимает лицо, с которым у него есть совместная собственность, а также который совместно с ним является созаемщиком крупного кредита в банке.
Как только инспектору стало известно о том, что объектом внеплановой проверки является организация, в которой работает данное лицо, им было направлено уведомление о возможности возникновения конфликта интересов. При определении необходимости направления уведомления он руководствовался следующим.
Совместное имущество, а также кредит, по которому рассматриваемые лица выступают в качестве созаемщиков, свидетельствуют о наличии у данных лиц имущественных отношений.
В соответствии с административным регламентом результатом осуществления федерального государственного надзора являются акт проверки, а в случае выявления нарушений - обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений, протокол об административном правонарушении.
Непривлечение к административной ответственности юридического лица и, как следствие, неналожение на него административного штрафа в случае, когда такой штраф должен быть наложен, составляет материальную выгоду данного юридического лица.
В соответствии с учредительными документами и трудовым договором ежегодная премия генерального директора рассматриваемой организации напрямую зависит от ее финансовых показателей, таким образом, возможное наложение штрафа на организацию непосредственно скажется на доходах ее генерального директора.
Возможность получения указанной материальной выгоды организацией, с которой близкий родственник должностного лица связан имущественными отношениями, в результате осуществления должностным лицом своих полномочий, является основанием для его личной заинтересованности.
Данная личная заинтересованность может повлиять на объективность и беспристрастность исполнения должностным лицом своих обязанностей при осуществлении им своих полномочий, что в соответствии со статьей 10 Федерального закона № 273-ФЗ свидетельствует о возникновении конфликта интересов.
По итогам заседания комиссии признано, что инспектор исполнил обязанность по уведомлению представителя нанимателя о личной заинтересованности при исполнении служебных обязанностей, которая могла привести к конфликту интересов, как только ему стало об этом известно.
Для проведения внеплановой проверки был направлен другой инспектор.
Ситуация 4
Бывший супруг директора федерального бюджетного учреждения работает методистом в том же учреждении.
Уведомление о возможности возникновения конфликта интересов направлено не было, так как директор учреждения полагала, что конфликт интересов отсутствует ввиду того, что супруги находятся в разводе и проживают раздельно.
В ходе рассмотрения представления прокурора на основании результатов проведенной проверки комиссией установлено следующее.
Несмотря на то, что бывшие супруги проживают раздельно, они имеют совместную собственность. Бывшие супруги проводят совместный досуг с их общим ребенком. Данные обстоятельства свидетельствует о наличии имущественных и иных близких отношений между данными лицами.
В соответствии с должностным регламентом в функции директора учреждения входит общее руководство всеми направлениями деятельности учреждения; формирование в пределах установленных средств фонда оплаты труда работников; решение кадровых вопросов, в том числе вопросов премирования работников и наложения взысканий.
Принятие директором бюджетного учреждения решений о назначении премий, наложении взысканий, назначении или освобождении от должности в отношении своего бывшего мужа (методиста) напрямую влияет на возможность получения методистом дохода в виде денег.
Возможность получения указанного дохода лицом, состоящим с директором бюджетного учреждения в имущественных и иных близких отношениях, в результате осуществления им своих полномочий является основанием для личной заинтересованности должностного лица.
Данная личная заинтересованность может повлиять на объективность и беспристрастность исполнения должностным лицом своих обязанностей при осуществлении им своих полномочий, что в соответствии со статьей 10 Федерального закона № 273-ФЗ свидетельствует о возникновении конфликта интересов.
По итогам заседания комиссии признано, что директор бюджетного учреждения не исполнила обязанность по уведомлению работодателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая могла привести к конфликту интересов, как только ей стало об этом известно.
К должностному лицу применена мера ответственности в виде выговора.
Бывший супруг директора федерального бюджетного учреждения в инициативном порядке перешел на работу в другое учреждение.
Ситуация 5
В государственном бюджетном образовательном учреждении на должность учителя принята супруга заместителя директора по административно-хозяйственным вопросам (завхоза).
Заместителем директора по административно-хозяйственным вопросам направлено уведомление о возможности возникновения конфликта интересов.
По результатам рассмотрения уведомления комиссией установлено следующее.
В соответствии с должностной инструкцией учитель образовательного учреждения осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики требований образовательных стандартов, планирует и организует образовательный процесс на уроках и других мероприятиях, проводимых с обучающимися в соответствии с образовательной программой школы и планами ее работы.
Согласно должностной инструкции заместитель директора по административно-хозяйственным вопросам осуществляет руководство хозяйственной деятельностью организации; контролирует рациональное расходование материалов и финансовых средств, выделяемых для хозяйственных нужд организации; руководит работами по благоустройству, озеленению и уборке территории.
Исходя из представленных положений должностных инструкций и содержания фактически исполняемых обязанностей установлено, что указанные лица не находятся в непосредственном подчинении друг у друга, не обладают властно-распорядительными или контрольно-надзорными полномочиями в отношении друг друга, таким образом, личная заинтересованность данного должностного лица не может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им своих служебных обязанностей, что в соответствии со статьей 10 Федерального закона № 273-ФЗ свидетельствует об отсутствии возможности возникновения конфликта интересов.
Разъяснение к ситуации 5
Для квалификации ситуации в качестве конфликта интересов в целях противодействия коррупции необходимо достоверно установить одновременное наличие следующих обстоятельств:
- наличие личной заинтересованности;
- фактическое наличие у должностного лица полномочий для реализации личной заинтересованности;
- наличие связи между получением (возможностью получения) доходов или выгод должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, и реализацией (возможной реализацией) должностным лицом своих полномочий.
Учитывая вышеизложенное, в случае отсутствия у должностного лица одного из вышеперечисленных обстоятельств, конфликт интересов не возникает и направление уведомления о возможности его возникновения не требуется.
Ситуация 6
Федеральный государственный гражданский служащий планирует приобрести через брокера акции публичных российских компаний и облигации федерального займа и направляет уведомление о возможности возникновения конфликта интересов.
По результатам рассмотрения уведомления комиссией установлено следующее.
Владение акциями компании свидетельствует о наличии у должностного лица корпоративных и имущественных отношений с данной организацией.
Однако, исходя из полномочий должностного лица комиссией установлено отсутствие возможности оказания им влияния на доход организации, с которой данное лицо связано корпоративными отношениями.
На основании вышеизложенного комиссией принято решение об отсутствии личной заинтересованности должностного лица, которая бы влияла или могла повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
В этой связи уведомление о возможности возникновения конфликта интересов направлять не требовалось.
Разъяснение к ситуации 6
В соответствии с частью 2 статьи 142 Гражданского кодекса Российской Федерации облигация федерального займа является ценной бумагой.
Законодательство Российской Федерации о противодействии коррупции допускает владение лицом, замещающим должность государственной службы Российской Федерации, ценными бумагами при соблюдении следующих условий:
- отсутствует конфликт интересов;
- служащий не участвует в управлении коммерческой или некоммерческой организацией, за исключением случаев, указанных в пункте 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации";
- ценные бумаги не являются иностранными финансовыми инструментами (применимо в случае, если замещение должности федеральной государственной гражданской службы связано с запретом владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, установленным Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами").
Обзор практики применения законодательства Российской Федерации
о противодействии коррупции по вопросам предотвращения и урегулирования
конфликта интересов
Настоящий обзор подготовлен по итогам обобщения результатов мониторинга применения мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов
в государственных органах и органах местного самоуправления, Центральном банке Российской Федерации, иных организациях, на работников которых распространяются положения статей 10 и 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ), в том числе решений соответствующих комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (далее – комиссии).
Антикоррупционным законодательством для отдельных категорий лиц (далее – служащие, работники) установлена обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, неисполнение которой является основанием для применения меры ответственности вплоть до увольнения в связи с утратой доверия.
Одновременно стоит учитывать, что в случае обращения к служащему (работнику) каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений (например, к получению взятки) необходимо уведомить о данном факте представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы, а в случае возникновения конфликта интересов – уведомить представителя нанимателя (работодателя) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения.
Кроме того, в случаях, когда в ходе проверки соблюдения должностным лицом антикоррупционных стандартов выявляются обстоятельства, свидетельствующие
о наличии в его деяниях признаков преступления или административного правонарушения, информацию об этом необходимо направить в компетентные государственные органы.
При этом, например, отказ в возбуждении уголовного дела в отношении должностного лица не является основанием для его освобождения от ответственности за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, поскольку для каждого вида юридической ответственности предусмотрены самостоятельные основания.
Ситуация 1
Служащий замещал должность начальника отдела государственных закупок в федеральном государственном органе.
В ходе проведения процедуры закупки в виде открытого конкурса служащий узнал о том, что одним из участников конкурса является организация, в которой замещает должность специалиста в отделе маркетинга его супруга. Узнав о возникших обстоятельствах, служащий имел возможность уведомить представителя нанимателя о возникновении конфликта интересов, однако не сделал этого.
При личной беседе с супругой служащий предложил обратиться к директору организации с предложением дать взятку за оказание помощи в определении данной организации победителем конкурса.
С целью сокрытия факта получения взятки служащий предложил премировать супругу на сумму взятки. Директор организации принял соответствующее предложение.
В следующем году, в ходе проведения анализа сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги служащего сотрудником подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений (далее – антикоррупционное подразделение) обращено внимание на тот факт, что доход супруги по основному месту работы увеличился на 500 000 рублей (при доходе супруги за предыдущий отчетный период по основному месту работы в размере 700 000 рублей), при этом должность супруги не изменялась.
В ходе предварительной беседы служащий не смог объяснить существенное увеличение дохода супруги, в связи с чем была инициирована соответствующая проверка, по итогам которой установлен факт непринятия служащим мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в рамках осуществления им должностных обязанностей, а также выявлены признаки получения взятки.
По итогам представленного доклада о результатах проверки руководителем федерального государственного органа принято решение о применении к служащему меры ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия. Информация о признаках совершения преступления передана в правоохранительные органы.
Комментарий:
Данная ситуация не рассматривалась на заседании комиссии в связи с тем, что руководитель федерального государственного органа принял во внимание наличие явных фактов, свидетельствующих об утрате доверия к служащему.
Ситуация 2
Служащий, замещая должность оперуполномоченного по особо важным делам в таможенных органах, обнаружил в машине иностранной гражданки, следующей за границу, охотничьи патроны.
По данному факту было возбуждено уголовное дело, оперативное сопровождение по которому осуществлял указанный служащий.
В ходе оперативно-разыскных мероприятий было установлено, что абонентский номер лица, у которого обозначенная гражданка приобрела патроны, зарегистрирован на супругу служащего.
Служащий, получив доступ к материалам уголовного дела, внес изменения в объяснения гражданки, изменив абонентский номер.
Обеспечение возможности сохранения за супругой служащего места работы и получения супругой заработной платы и иных выплат, которые она могла бы потерять вследствие применения к ней мер юридической ответственности за такую деятельность, а также сохранения имущества, которое могло бы быть конфисковано, составляет личную заинтересованность служащего.
Данная личная заинтересованность повлияла на объективность и беспристрастность исполнения должностным лицом обязанностей при осуществлении им своих полномочий, что в соответствии со статьей 10 Федерального закона № 273-ФЗ свидетельствует о возникновении у него конфликта интересов.
Уведомление о возможности возникновения личной заинтересованности служащим направлено не было.
По итогам заседания комиссии признано, что служащий не исполнил обязанность по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, стороной которого он являлся, совершил служебный подлог.
К должностному лицу применена мера ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия.
Возбуждено уголовное дело.
Ситуация 3
Служащая, замещая должность заместителя руководителя департамента, рассматривала дела об административных правонарушениях в отношении трех физических лиц. Данные дела были возбуждены государственным инспектором департамента, являющимся отцом служащей. Данный государственный инспектор не находился в непосредственной подчиненности и подконтрольности.
Как было установлено в результате проверки, государственный инспектор департамента исправил и подменил первоначальный процессуальный документ с целью изменения квалификации правонарушения и смягчения ответственности. Указанный государственный инспектор передал дела на рассмотрение дочери в обход ее непосредственного начальника с целью сокрытия своих неправомерных действий.
Обеспечение возможности сохранения за близким родственником (отцом) служащей места работы и возможности получения отцом заработной платы и иных выгод, которые он мог бы потерять вследствие применения к нему мер юридической ответственности за такую деятельность, составляет личную заинтересованность служащей.
Данная личная заинтересованность повлияла на объективность и беспристрастность исполнения должностным лицом обязанностей при осуществлении им своих полномочий, что в соответствии со статьей 10 Федерального закона № 273-ФЗ свидетельствует о возникновении у него конфликта интересов.
По итогам заседания комиссии признано, что служащей не исполнена обязанность по уведомлению представителя нанимателя о личной заинтересованности, которая могла привести к конфликту интересов, как только ей стало об этом известно, а также не исполнена обязанность по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, стороной которого она является.
К должностному лицу применена мера ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения.
Материалы проверки в отношении служащей и ее отца переданы в правоохранительные органы.
Ситуация 4
Служащий, замещающий должность референта департамента федерального государственного органа, приобрел облигации федерального займа на сумму
100 000 рублей. Коллега служащего, узнав о приобретении служащим облигаций федерального займа, сообщил ему о том, что владение данными облигациями приводит к возникновению конфликта интересов в связи с тем, что у служащего, замещающего должность в федеральном государственном органе, имеется личная заинтересованность в увеличении дохода от облигаций, и предложил направить уведомление о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
Служащий в целях соблюдения антикоррупционного законодательства подготовил данное и представил данное уведомление представителю нанимателя.
В ходе предварительного рассмотрения данного уведомления сотрудник антикоррупционного подразделения установил, что у служащего действительно имеется личная заинтересованность в получении дохода от владения облигациями федерального займа.
Вместе с тем служащий не обладает полномочиями, которые могут способствовать увеличению дохода от владения данными облигациями, и, как следствие, владение облигациями федерального займа не может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей.
Представитель нанимателя, рассмотрев мотивированное заключение антикоррупционного подразделения, в котором содержится указание на отсутствие конфликта интересов, принял решение, что при исполнении должностных обязанностей служащим, направившим уведомление, конфликт интересов отсутствует.
Комментарий:
В случае, если по результатам предварительного рассмотрения уведомления антикоррупционное подразделение приходит к однозначному выводу об отсутствии конфликта интересов, и представитель нанимателя (работодатель) согласен
с позицией антикоррупционного подразделения, рассмотрение такого уведомления
на заседании комиссии не требуется.
Ситуация 5
Служащий, замещающий должность начальника департамента земельно-имущественных отношений администрации муниципального района, в полномочия которого входит рассмотрение и согласование документов, представляемых организациями с целью получения земельных участков, в течение десяти лет владел акциями акционерного общества, основной сферой деятельности которого является сельское хозяйство (растениеводство и животноводство).
Данное акционерное общество осуществляло свою деятельность на территории соседнего субъекта Российской Федерации. В связи с увеличением продаж акционерное общество решило арендовать земли сельскохозяйственного назначения, которое находилось в собственности муниципального района.
При поступлении пакета документов от акционерного общества на рассмотрение служащему служащий осуществил отчуждение соответствующих акций с целью предотвращения конфликта интересов.
Вместе с тем сотрудниками антикоррупционного подразделения в ходе проведения соответствующей проверки был установлен факт рассмотрения и согласования служащим пакета документов данного акционерного общества, а также факт того, что служащий ранее владел акциями общества.
Главой администрации муниципального района принято решения рассмотреть материалы проведенной проверки на комиссии.
По итогам заседания комиссии установлен факт неисполнения служащим обязанности по уведомлению работодателя о возникновении личной заинтересованности, которая могла привести к конфликту интересов. При этом комиссия приняла во внимание, что служащим были отчуждены ценные бумаги до рассмотрения пакета документов акционерного общества и, как следствие, приняты надлежащие меры по предотвращению конфликта интересов. Комиссия рекомендовала главе местной администрации муниципального района применить к служащему меру ответственности в виде замечания. Глава местной администрации полностью поддержал решение комиссии.
Комментарий:
На служащих (работников), помимо обязанности принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов также распространяется обязанность уведомлять работодателя о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Данные обязанности являются «самостоятельными», в связи с чем требуют их отдельного исполнения.
Кроме того, в целях предотвращения или урегулирования конфликта интересов, связанного с владением ценными бумаги, служащий (работник) помимо передачи ценных бумаг в доверительное управление вправе также осуществить отчуждение таких ценных бумаг (путем продажи, дарения и т.д.).